Велосипед

Езда на велосипеде доступна человеку в любом возрасте, она развивает выносливость, силу и ловкость, способствует воспитанию смелости и находчивости, снимает напряжение и улучшает настроение. Велосипед прочно вошёл в жизнь современного человека. Для одних он - транспортное средство, для других - прекрасный отдых, для третьих - средство восстановления и укрепления здоровья.

В мире ежегодно выпускаются миллионы велосипедов, различных по конструкции и назначению, - дорожные, легкодорожные, детские, спортивные и специальные. Основную массу составляют дорожные и легкодорожные велосипеды. Существует много разновидностей этих велосипедов, различающихся размерами и формой рамы, размерами колёс и толщиной шин, формой руля, типом тормозов, наличием переключателя скорости, багажника и т. д. Основные элементы конструкции выполняются из стали, алюминия и их сплавов, обеспечивающих достаточную механическую прочность. Для уменьшения массы велосипеда раму, переднюю вилку, стойку седла и руль делают из трубчатых материалов.

Дорожные велосипеды

Дорожные велосипеды пригодны для езды по любым дорогам и тропинкам, по траве и песку, в лесу и по полю. Для них характерны большой запас прочности и относительная простота эксплуатации, значительная масса (15-17 кг), широкие шины, высоко расположенный руль, подпружиненное седло.

Популярностью пользуются, например, дорожные велосипеды Cube Bikes, Gary Turner (GT), Ghost. Для перевозки небольших грузов велосипеды оснащаются багажником, а для относительно больших грузов выпускаются двухколёсные велоприцепы. Специально к дорожным велосипедам изготовляются сиденья для перевозки детей, укрепляемые на раме или руле. Специально для женщин изготовляются вёлосипеды без горизонтальной перекладины у рамы, например, Stels, Giant.

Спортивно-туристские велосипеды

Легкодорожные, или спортивно-туристские велосипеды используются главным образом для езды по дорогам с асфальтовым покрытием. У них сравнительно лёгкий ход, меньше, чем у дорожных, масса (до 14-13 кг) и ширина шин, но более сложная конструкция (как правило, они имеют ручные тормоза, переключатель скорости), и они требуют тщательного ухода и регулировки.

Складные велосипеды

Широкое распространение получили складные дорожные велосипеды Dahon, Aspect, Stark Cobra. Отличительная особенность этих велосипедов - складная рама, состоящая из двух частей с шарнирным соединением, позволяющим быстро сложить и разложить велосипед. Как правило, такие велосипеды имеют колёса меньшего, чем у дорожных, диаметра при такой же ширине шин, большой диапазон регулировки руля и седла по высоте (последнее обстоятельство делает их пригодными как для взрослых, так и для подростков). Складные велосипеды компактны, занимают мало места, удобны при транспортировке и хранении.

Подростковые велосипеды

Подростковые велосипеды типа Format, Electra, Titan, Scott, Welt, Haro представляют собой переработанные версии дорожных велосипедов для взрослых, отличаясь от них главным образом более простой конструкцией отдельных узлов (например, каретки заднего колеса, крепления седла) и меньшей точностью изготовления.

Детские велосипеды

Детские велосипеды выпускают трёхколёсные, например Globber, Maxiscoo и двухколёсные на опорных колёсиках, например Schwinn, Merida, а также беговелы. Детские велосипеды выпускают с литыми и надувными шинами.

Спортивные велосипеды

Спортивные велосипеды предназначены для тренировок и соревнований на шоссе и на велотреке. Для спортивных велосипедов характерны малая масса (6-10 кг), узкие шины без камер (т. н. "однотрубки"), предельно лёгкий ход. Шоссейные велосипеды оснащаются ручными тормозами и переключателями скорости (на 8-10 позиций); трековые велосипеды имеют предельно облегчённую конструкцию за счёт использования специальных свертвёрдых лёгких сплавов и композитных материалов, максимального упрощения кинематической схемы (при высокой точности изготовления каждого её элемента) вплоть до ликвидации холостого хода - торможение производится мускульным усилением ног гонщика, сообщаемым посредством педалей и цепной передачи ведущему колесу велосипеда. Всё это позволяет достигать на треке скорости 60-65 км/час.

К специальным велосипедам относятся, например, цирковые, грузовые, трёхколёсные для пожилых людей, велоколяски. При пользовании велосипедом, особенно в первое время после покупки, надо очень внимательно следить за его техническим состоянием; следует тщательно проверить все соединения, подтянуть болты и гайки, проверить смазку подвижных частей и отрегулировать тормоза. Особое внимание следует уделять креплению колёс, натяжению спиц, состоянию шин и тормозов.

Крепление колеса должно обеспечивать плавное свободное вращение (по инерции после толчка) при отсутствии люфта на втулке и перекоса относительно вилки. Спицы колёс должны быть одинаково натянуты. Это легко проверить, постукивая по ним ключом: сильно натянутая спица издаёт звук высокого тона, слабо натянутая - более низкий (глухой) звук. При неравномерном натяжении спиц колёса деформируются - их ободы теряют правильную форму, образуется овальность и восьмёрка (биение боковой поверхности). Постукиванием ключа по раме можно при некотором навыке обнаружить наличие в ней трещин, которые могут привести к преждевременной поломке велосипеда.Степень накачки шин зависит от того, по какой дороге ехать: для езды по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием шины накачивают сильнее, для езды по просёлкам и бездорожью - слабее. Необходимо также постоянно следить за исправностью тормозов: выезжать с неисправными или плохо действующими тормозами опасно для жизни. Важное значение имеет правильное натяжение цепи: слабо натянутая цепь во время движения может соскочить с зубчатых колёс, а перетянутая цепь затрудняет вращение педалей.

Чтобы велосипед служил долго и имел хороший внешний вид, следует периодически, и особенно после длительной поездки, очищать его от пыли и грязи, промывать и смазывать подшипники, устранять люфт на втулках колёс и вовремя выполнять необходимый ремонт. В зимнее время, когда велосипедом не пользуются, лучше всего хранить его в сухом отапливаемом помещении в собранном или разобранном виде, предварительно смазав (например, техническим вазелином) подвижные детали; шины должны быть подкачаны. При хранении в холодном, сыром месте (например, на балконе) подвижные детали велосипеда надо густо смазать, а окрашенные и хромированные поверхности покрыть специальными составами (восковым или силиконовым), имеющимися в продаже. Хорошо также надеть на него чехол из влагонепроницаемого материала. Если место для хранения велосипеда ограничено, то нужно снять колёса. Сильные морозы оказывают разрушающее действие на резину, поэтому шины и другие резиновые или обрезиненные детали лучше хранить дома.

Самые актуальные новости в нашем Telegram-каналеПрисоединяйтесь!