Все железнодорожные рельсы, выпущенные в Российской Федерации, имеют специальную маркировку, которая указывается в сопроводительной документации к рельсам. Маркировка представляет из себя набор условных обозначений такого типа - "Рельс A-B-C-D-Е-F", где:
- A - тип рельса
- B - категория качества
- C - марка стали
- D - длина рельса
- E - наличие болтовых отверстий
- F - обозначение стандарта ГОСТ
Так например, маркировка Р65-Н-Э76Ф-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000 обозначает, что данный рельс типа "Р65", категории "Н" - (рельсы нетермоупрочнённые) из стали марки "Э76Ф" (электросталь), длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса, изготовлен по стандарту ГОСТ Р 51685-2000.
Рельсы подразделяют:
По типам:
- Р50
- Р65
- Р65К (для наружных нитей кривых участков пути)
- Р75
По категориям качества:
- В - рельсы термоупрочнённые высшего качества
- T1, T2 - рельсы термоупрочнённые
- Н - рельсы нетермоупрочнённые
По наличию болтовых отверстий:
- С отверстиями на обоих концах
- Без отверстий
По способу выплавки стали:
- М - из мартеновской стали
- К - из конвертерной стали
- Э - из электростали
По виду исходных заготовок:
- Из слитков
- Из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ)
По способу противофлокенной обработки:
- Из вакуумированной стали
- Прошедшие контролируемое охлаждение
- Прошедшие изотермическую выдержку
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
ГОСТ Р 51685-2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия